В соответствии со статьей 13 Закона №79-ФЗ гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы.
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 3 Закона №152-ФЗ персональные данные – это любая информация, относящаяся к определенному лицу: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия и др.
Персональные данные гражданского служащего – это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в его личном деле. В государственном органе должно быть разработано и утверждено положение о защите персональных данных сотрудников. Все сотрудники государственного органа знакомятся с положением под роспись (пункт 2 Положения).
Следует обратить внимание, что в настоящее время перечень персональных данных гражданского служащего не установлен. В ряде статей Закона №79-ФЗ (статьи 24, 26, 49) определен перечень документов, необходимых для заключения служебного контракта, назначения на должность и ее прохождения, а Положение содержит перечень документов, приобщаемых к личному делу (пункт 16 Положения).
Актом государственного органа (приказом или распоряжением) определяется круг лиц, уполномоченных на работу с персональными данными сотрудников государственного органа: получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование данных. Обычно это сотрудники отдела кадров. Они обязаны обеспечить защиту персональных данных от несанкционированного доступа посторонними лицами или их утраты.
Порядок работы с личными делами целесообразно отразить либо в локальном положении о защите персональных данных, либо в соответствующей инструкции.
Личные дела необходимо включить в номенклатуру дел кадровой службы государственного органа с указанием сроков хранения. Согласно Перечню типовых управленческих документов, утвержденному Росархивом 06.10.2000, срок хранения личных дел составляет 75 лет с года расторжения трудовых отношений с работником.
Личные дела государственных гражданских служащих хранятся в кадровой службе, а личные дела уволенных сотрудников – в архиве государственного органа. Для обеспечения сохранности и конфиденциальности документов личные дела должны храниться в сейфах или закрывающихся металлических шкафах. Личные дела располагаются на усмотрение работников кадровой службы в алфавитном порядке, или по структурным подразделениям государственного органа, или по порядковым номерам. Доступ к личным делам имеют только уполномоченные должностные лица.
Практика свидетельствует, что ведение журнала личных дел, несмотря на то, что никакими документами это не регламентировано, представляется целесообразным.
Порядок формирования личных дел
Обязанность по ведению личных дел гражданских служащих в государственном органе в соответствии с пунктом 10 Положения возлагается на кадровую службу.
В личных делах систематизирована информация о персональных данных госслужащего с целью:
· Обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации;
· Обеспечения соблюдения действующего законодательства Российской Федерации;
· Документирования прохождения гражданской службы, содействия ему в обучении и должностном росте;
· Обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи;
· Обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа;
· Учета результатов исполнения гражданским служащим должностных обязанностей.
Каждый гражданский служащий лично представляет свои персональные данные в кадровую службу государственного органа. Если необходимо получить персональные данные гражданского служащего у третьей стороны, то следует:
· Уведомить об этом гражданского служащего;
· Сообщить ему о целях, источниках и способах получения персональных данных;